Факелы духа

Книга о том, как выжить в современном мире

РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННОЙ СИЛЫ

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННОЙ СИЛЫ

ГЛАВА ВТОРАЯ

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ЖИЗНЕННОЙ СИЛЫ

«ФАКЕЛЫ ДУХА»

Продолжение

            Сотрудничество с Высшими Силами есть самый действенный путь нагнетения жизненной силы. «Когда Божественное соединяет сферы, все энергии являют максимальное нагнетение. Только союз Великих Высших Сил может дать равновесие. Ведь Мы знаем, как притяжение светил действует, обоюдно нагнетая свои энергии. Мир един, макрокосм и микрокосм едины» (МО3, 64).

            Дела светлые, высокие, направленные к добру и созиданию, все, что несет людям благо и возвышает дух – все это основано на Высшем сотрудничестве и приносит Высшие следствия. Учитель дает такое разъяснение: «Указывая на необходимость совместных с Нами действий, Мы вовлекаем вас в спираль особого нагнетения» (АЙ, 429).

            Духовность, подвиг, красота – синтез этих трех проявлений создает такое особое нагнетение. Воспитание психической энергии лежит в сфере этого синтеза. Воспитание психической энергии есть залог всех достижений человека.

            Чистые мысли есть начало воспитания психической энергии, а этическая жизнь – ее продолжение.

              Нужно отбросить все рассуждения об отвлеченной этике. Этика есть самая практичная наука, позволяющая обеспечить правильное питание духа, души и тела, и поддерживающая здоровье всего микрокосма. Этическая жизнь делает человека мудрым. (Слово «мудрость» в философской энциклопедии  определяется как «этическая духовность»). Мудрость есть чувствознание. Таким образом, этика развивает чувствознание, а оно необходимо для принятия верных решений, для создания высокого качества жизни и счастливой судьбы.

             Предметом этики является сущность нравственности. Согласно этике, человек поступает этически правильно в том случае, если он осуществляет ту ценность, которая для этого требует наибольшей нравственной силы (например, самоотверженность). Нравственная сила вырабатывается в результате борьбы высшего с низшим в самом человеке. «Борьба есть основа существования и продвижения, - пишет Е. И. Рерих, - и потому человек без борьбы обращается в ничтожество и произвол. Борьба в наши дни, конечно, усилилась и расширилась, ибо сейчас нельзя назвать ни одной отрасли жизни, где бы ни происходило столкновение различных начал. Но эту борьбу мы должны стремиться перенести на более высокий план, и для этого необходимо выработать и утвердить свою внутреннюю правду» (П2, 122).

             Но что может побудить человека ввести этические нормы поведения в свою жизнь, ведь такая жизнь требует напряжения воли, духовной и физической дисциплины? Учение на это отвечает следующим образом: «Путь отказа от безобразия жизни позовет дух на правдивые искания. Затем очевидность связи миров заставит научно задуматься. Эта дума несказуемая является началом духовной дисциплины. Эти искания, лишенные личного начала, пробуждают рефлекс действия – оно называется подвигом» (Оз, 320).