Естественное наполнение жизни

Книга о том, как выжить в современном мире

РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННОЙ СИЛЫ

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННОЙ СИЛЫ

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

ЭТИКА ЖИЗНИ. ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

Продолжение

            Тому, кто хочет подойти к Агни Йоге и начать двигаться по этому пути, Учение дает такой совет: «Очисти мышление и после познай три наихудших свойства твои и предай их сожжению в огненном устремлении» (АЙ, 185). Это есть первый и необходимый шаг продвижения, и начинается он с очищения сознания.

            «Учение – это суровое распятие самости и напряженное преображение низших качеств в тончайшие огни», - пишет Е. И. Рерих и поясняет: «В Учении указан путь подготовления организма для восприятия высшего воздействия, но всякие механические упражнения запрещены. Прежде всего, нужно полное очищение сознания и изгнание всякого признака раздражительности; и далее – терпеливая подготовка организма путем применения всех указаний в жизни каждого дня» (П1, 10, 76).

            Елена Ивановна говорит, что для высокого духовного развития нужно не только открытие, но и трансмутация всех центров, ибо простое открытие одного или двух центров ведет лишь к низшему психизму и ко многим опасностям. Но вообще без участия Высшего Учителя недоступно правильное открытие центров, ибо лишь такой Учитель может знать истинное состояние нашего организма во всех его оболочках и может регулировать давление крови, столь опасное при открытии и огненной трансмутации центров. В книгах Учения Агни Йоги даны все ступени подготовки организма и воспитания духовности. Лишь при этих условиях может начаться открытие центров, и мы сможем обратить на себя внимание Высокого Учителя, который примет нас под свое наблюдение и допустит до следующей ступени.

            В Учении даны все последовательные ступени, по которым надо пройти, и каждый, кто хочет развить свою психическую энергию, развить свою жизненную силу, должен обратиться к книгам Учения Агни Йоги. Мы же отметим лишь некоторые важные моменты.

            В Учении сказано, что существует три вида обращения с психической энергией: расточение, накопление и нагнетение.

            Обратимся к таким понятиям, как накопление и нагнетение энергии. Для начала посмотрим, как привлечь энергию из пространства. Вот что сказано об этом в Учении: «Если сердце – аккумулятор и трансмутатор энергий, то должны быть и лучшие условия возмущения и привлечения этих энергий. Самым основным условием будет труд как мысленный, так и физический. В этом движении собираются энергии из пространства. Но нужно принять труд как естественное наполнение жизни» (С, 79).

            Мы знаем, что движение есть один из основных законов Мироздания, а энергия и есть движение. Потому основное качество психической энергии есть вечное действие и движение. «Огонь должен жить, Огню несвойственно бездействие. Энергия порождает энергии» (МО1, 62).

            Но поскольку психическая энергия есть активное выражение Высшего Сознания, следовательно, лишь сознательное движение в микрокосме человека может привести ее в действие. Лишь подобные элементы могут вступать во взаимодействие и влиять друг на друга. Сознательность труда есть основа раскрытия сознания, иначе говоря, начало действия психической энергии.

            Пробужденная и приведенная в действие психическая энергия по родству вибраций привлекает из пространства все новые и новые энергии. Подобное притягивается подобным. Но это возможно лишь при упорном и систематическом, при ритмичном труде. Движение обусловлено ритмом. Таким движением живет вся Вселенная. Потому пробудить к действию свою психическую энергию и привлечь новую, восполняя свои силы, можно лишь постоянным трудом и вечным движением вперед. Об этом знали все великие умы человечества. Например, когда Ришелье нужен был человек для очень ответственной миссии, он всегда просил: «Позовите того, кто наиболее занят!»

            «Ритм труда есть своеобразная Йога. При каждой Йоге нужно устремление и восхищение. Эти цветы растут в саду мастерства. Возлюбив мастерство, человек полюбит и каждый труд. Тот труд ведет к совершенствованию, который имеет в себе красоту» (Н, 500).

119

            Мастерство сохраняет человеку молодость мышления, напрягая его творческий потенциал и привлекая из пространства творческие мысли. В любом своем состоянии человек может приобщиться к какому-то мастерству, а значит, преобразить свой быт и улучшить свою жизнь. «Спросят: “В чем лучшая пранаяма? Чем вырабатывается лучший ритм? Чем побеждается червь уныния?” Трудом. Лишь в труде образуется очарование совершенствования. В труде придет и Огненное Крещение» (Н, 102).

            Лучший метод для роста и накопления психической энергии есть любовь к труду. Все двойственно в этом мире. Также и каждое действие человека или аккумулирует, или расточает психическую энергию. Труд, который неприятен человеку, труд отемненный, подневольный, унылый генерирует в организме плотные энергии, которые будут гасить его психическую энергию, поглощать его жизненные силы. Вместе с тем, радостный, любимый, вдохновенный труд выполняется напряжением тонких энергий, и они трансмутируются в высокую психическую энергию. Такой труд накопляет и аккумулирует жизненную силу.

            Труд есть действие, движение, а сознательный труд приводит в движение первооснову сознания – психическую энергию человека. Но когда человек сознательно ненавидит свой труд, порождая самые плотные энергии, то психическая энергия, приведенная в действие, утекает из организма, стремясь к родственным энергиям пространства, ибо в эти тягостные мгновения в организме ей не с чем ассимилироваться. Так угасает жизненная сила. И напротив, радость труда и любовь к труду есть активное проявление в микрокосме тонких вибраций, и такое движение привлекает из пространства огненную мощь. Радостный, любимый, вдохновенный труд выполняется напряжением тонких энергий, и они трансмутируются в высокую психическую энергию.

            Даже самую скучную работу можно выполнять с радостью – это будет большим достижением и победой над обстоятельствами и над собой. Нет ничего хуже мертвенной, отемненной работы. По своему значению она равна медленному самоубийству духа. Именно радость труда, любовь к труду накопляет внутреннюю мощь человека и наращивает запасы кристаллов психической энергии.

            Такова роль труда в жизни человека. Однако бытует мнение, что труд утомляет, и его желательно избегать. Даже говорят, что труд вреден для здоровья. Так могут говорить лишь ленивые и неподвижные люди. По природе своей труд не может утомлять. Главное, правильно распределить труд, правильно и своевременно сменить группу рабочих нервов – и тогда никакая усталость недоступна. «Не пытайтесь найти отдых в безделье, - говорит Учение. – Безделье есть лишь микроб усталости» (Оз, 333).

120

            Для здоровья вреден не труд, а отсутствие труда, неподвижность, бездеятельность и лень. Особенно вредно насильственно отрывать человека от привычного труда. «Даже при низшем труде человек творит проявление Огненной энергии, - говорит Учение. – Отнимите от него труд, и он неминуемо впадет в маразм, иначе говоря, утеряет Огонь Жизни. Люди стареют не от старости, но от погашения Огня» (МО1, 62). Это относится ко многим пенсионерам и, в частности, к тем из них, кто был оторван от любимого труда помимо своей воли. Вообще, уход на пенсию нередко влечет за собой самые тяжелые последствия. И связано это именно с оставлением труда, хотя трудиться можно по мере сил в любом возрасте. Не случайно женщины живут дольше мужчин. Они в большинстве своем продолжают трудиться и на пенсии. Тем и ценен домашний труд, что он сопровождает женщину всю жизнь и в преклонном возрасте естественно продолжает действие психической энергии. Важно лишь правильно организовать свое время и свой труд в любой период жизни.

            В связи с этим можно привести такие слова Учения: «У всех есть запас психической энергии, но, неиспользованная, она обращается в безобразное отложение, называемое склерозом, когда можно дать ей самое мудрое применение» (АЙ, 487).

            Уже давно замечено, что самые занятые люди наиболее долговечны. Им «некогда болеть». Постоянный и ритмический труд приводит к накоплению такого запаса жизненной силы, который предохраняет занятых людей от многих заболеваний и обеспечивает им активное долголетие. Многие области труда способствуют сохранению силы. Например, хлебопашцы отличаются хорошим здоровьем. Эта мощь приходит к человеку из пространственного резервуара тонких энергий. Каждый труженик может получить помощь из Тонкого Мира. Главное, чтобы человек любил свое дело.

            Чем больше вложено в труд мысли и сердца, тем он более жизнедателен. Человек, умственно напряженный, привлекает пространственную энергию. В связи с этим Учение говорит, что «мало жизнеспособности в деревнях» (Оз, 145), а именно там, где люди живут в основном таким физическим трудом, который не требует напряжения мысли.

            «Если пот физического труда питает землю, то пот умственного труда претворяется лучами солнца в прану и дает жизнь всему сущему» (Об, 117). Ведь мы знаем, что напряженная творческая мысль есть психическая энергия высшего качества, или высший животворящий Огонь; и солнечный свет притягивает ее по сродству вибраций и ассимилирует с праной. «При мысленной работе исходит особая эманация, ценная для насыщения пространства» (Об, 117), и потому постоянный и вдохновенный труд есть великий жизнедатель человека.

            Зависимость продолжительности жизни от уровня интеллекта подтверждают исследования американских ученых Гарвардской медицинской школы. Смертность людей с высоким уровнем образования в четыре раза ниже, чем смертность малообразованных. Ученые утверждают, что мозг без нагрузки стареет гораздо быстрее.

            Американские исследователи также установили, что у дирижеров практически не бывает инфарктов. Профессия дирижера стоит на первом месте по этому показателю. Дирижер совершает движения в ритме с музыкой. Сочетание звуков, физических движений, мысли и чувства на тончайших вибрациях гармонии делает эту профессию поистине жизнедательной.

            Особенно жизнедателен труд, вдохновляемый высоким духовным устремлением, ибо это есть движение Высших энергий, и оно накапливает Высшую Мощь. «Труд устремленного к Общему Благу человека светоносен всегда. Он может наращивать свою психическую энергию беспредельно. Великие преобразователи, реформаторы, вожди, ученые, писатели, художники и другие труженики духа обладали этим неистощимым запасом огненной энергии, рожденной указанным постоянным и вдохновенным трудом» (Г4, 401).

            «Огонь неистощим, и так же неистощима энергия, получаемая от труда. Исполнение Агни Йоги начинается с часа осознания труда» (АЙ, 347).