Питание физического тела

Книга о том, как выжить в современном мире

РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННОЙ СИЛЫ

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННОЙ СИЛЫ

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

ЭТИКА ЖИЗНИ. ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

            Для жизни тела, для того, чтобы организм имел достаточно жизненности, необходимо питание; но лишь здоровое питание, лишь продукты, сохранившие психическую энергию, сохранившие свою жизнеспособность, могут стать истинными нашими жизнедателями. Кроме того, важно не только то, что мы едим, но и как мы это делаем.  Наши мысли, чувства и эмоции играют при этом определяющую роль.

            Уже древние врачеватели обращали внимание на то, что эффективность действия витаминов и лекарств на организм человека зависит от степени сознательности их приема и понимания больным самого механизма их действия на те или иные конкретные процессы, происходящие в его собственном организме. Пациент для усиления действия личной психической энергии должен был понимать реальность определенных следствий приема конкретных полезных веществ.

            «Что бы ты ни делал, что бы ты ни жертвовал или отдавал… - делай это как подношение Мне» (Бхагавадгита, 9:27), - говорит Господь в Бхагавадгите. Это относится и к питанию. В системе бхакти-йоги существует так называемая «йога приема пищи». Согласно ей пища – материальная субстанция, - будучи предложена Кришне, становится совершенно духовной, превращается в прасад (прасад на санскрите означает «милость Господа»). Поэтому человек должен есть только то, что сначала было предложено Кришне. Сознательное отношение, лучшие чувства насыщают пищу тонкими энергиями, которые ассимилируются с энергиями самой пищи, значительно их умножая. Однако взаимодействовать могут лишь тождественные энергии. Поэтому Кришне можно предлагать такую пищу, которая относится к саттва-гуне (гуне благости). В ней достаточно тонких энергий. Все то, что относится к низшим гунам материальной природы (страсти и невежества) не следует предлагать Кришне. Такая пища отвечает низшим слоям Тонкого Мира и не несет в себе жизнедательную энергию. Господь в Бхагавадгите описывает виды подношений, которые Он принимает: «Предложи Мне с любовью и преданностью листок, цветок, плод или немного воды, и Я приму их» (Бхагавадгита, 9:26).

            О том же говорит и Библия: «Питайтесь всем тем, что находится на Божьем столе: плодами деревьев, зерном, полезными травами, молоком животных, пчелиным медом. Вся остальная пища – дело рук Сатаны, она ведет к греху, болезням и смерти» (Евангелие от Иоанна).

            Агни Йога уделяет вопросам питания много внимания. В частности, Учитель отмечает следующее: «Неразборчивость человеческого питания поразительна. Говорю о качестве. Психическая энергия может указывать и качество пищи, и вред отравы. Истинно, сам человек носит в себе пробный камень» (АЙ, 42; АУМ, 353).

            Самая простая пища – самая чистая и здоровая. А чистая пища имеет очень большое значение и при здоровой психике служит щитом от болезней. В Учении сказано: «Будьте проще и утонченнее в питании» (МО1, 482) - и указаны продукты-жизнедатели.

            «Что может быть полезнее, нежели продукты растительные, переработанные через следующую эволюцию?» (Бр, 148). К таким продуктам относятся молоко и мед. Однако надо помнить, что сейчас эти продукты очень загрязнены, но именно в чистом, не обработанном виде они полезны. Молоко надо брать от здоровой коровы. Животные и пчелы должны содержаться в здоровых условиях. Очищение меда, пастеризация или кипячение молока убивают в них ценнейшую энергию, оставляя лишь определенный набор физических элементов: белков, жиров, углеводов, микроэлементов и проч. Конечно, эти элементы полезны для физического тела, но они не снабжают организм жизненной энергией. Вообще, искусственное очищение и обогащение любых натуральных продуктов разрушает ценность их качества, которую дает содержащаяся в них психическая энергия.