Биоэнергетическая система человека

Книга о том, как выжить в современном мире

РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННОЙ СИЛЫ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЖИЗНИ

ГЛАВА ВТОРАЯ

            Современная медицина базируется на  изучении общей анатомии и физиологии человека. Однако древние традиции и школы считали анатомические знания лишь подсобными. Индийские философские и другие учения главное внимание уделяли энергетическому телу человека. Например, классическая Аюрведа учит, что за телесной реальностью кроется духовная, или энергетическая реальность, и биоэнергетическая система человека образуется в результате взаимодействия космических сил, или энергий.

            Мы знаем о трех основных свойствах проявленной Материи, которые являются основой всех проявленных энергий мироздания. В Восточной философии они известны как три гуны: саттва, раджас и тамас. Применительно к человеку гуны представляются следующим образом.

            Саттва – это потенциальное сознание; также совершенство и, следовательно, то, что создает добро и счастье.

            Раджас – источник всякого действия; раджас вызывает к жизни возбуждение, удовольствие, беспокойство и производит боль.

            Тамас – то, что сдерживает действие и вызывает состояние апатии, безразличия, приводит к невежеству и лености.

            По некоторым источникам, саттва – это основа пульсации духовной энергии; раджас – это катализатор вибрации побудительной силы; тамас – это побуждение силы к созданию некоторой застывшей формы, конечного состояния, это результирующая часть созидательной силы.

            Три гуны являются источником пяти тонких элементов, главный из которых – эфир, или пространство – создает стихии воздуха, огня, воды и земли. Эти пять тонких элементов, развиваясь под воздействием трех гун Пракрити, формируют материальный мир пяти грубых элементов, из которых состоят все объекты Вселенной.

            Тело человека есть проявление космической энергии, выраженное в пяти основных элементах.

По представлениям Аюрведы великие стихии Вселенной при взаимном сочетании проявляются в человеческом теле как три фундаментальных принципа, или признака, известных как три доши – вата, питта и капха. Из эфира и воздуха проявляется телесный воздух (вата). Огонь с водой проявляются как принцип биологического, живого огня (питта). Земля с водой – как биологическая вода, или вода тела (капха). Таким образом, для описания живого используются три параметра: движение (вата-доша), структура (капха-доша) и связывающие их процессы метаболизма (питта-доша). Жизнь возможна только при наличии этих трех дош. Первично выраженные пять элементов в теле являются его конституцией, которую определяют преобладающие доши.

Как космические принципы управляют космическими силами (Макрокосмом), так и принципы вата-питта-капха управляют внутренними силами (микрокосмом). По существу доши – это как бы дозы энергии, влияющие на тело и нрав человека. «Три доши – это три глубинных, несводимых принципа на стыке разума и тела, которые регулируют поток сознания в материю тела и ответственны за основные процессы, идущие в живой системе», - говорят современные знатоки Аюрведы из школы Махариши.


| 41-50 | 51-60 | 61-70 | 71-80 | 81-90 | дальше >>