Механические приемы развития жизненной силы

Книга о том, как выжить в современном мире

РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННОЙ СИЛЫ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЖИЗНИ

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

ЖИЗНЕННАЯ СИЛА И НАШЕ ВРЕМЯ

Продолжение

            Что же говорят учения Востока о развитии жизненной силы, и что из этих знаний взяли для себя жители Запада? Остановимся лишь на самых значимых данных.

            На Востоке жизненная сила развивается йогой. Слово йога происходит от санскритского корня юдж, который означает «соединяться», и в духовном смысле йога – это процесс, посредством которого человеческий дух может вступать в близкий сознательный контакт либо сливаться с Божественным Духом (в зависимости от того, как понимается природа человеческого духа – отделен он от Божественного Духа или един с Ним). Чтобы приблизиться к этой цели, дух должен разорвать покров майи (иллюзии) – ум и материю, - который скрывает истинное знание. Достигается же это процессом йоги. В «Гхеранда-самхите» говорится: «Нет уз прочнее майи, и нет большей силы для разрушения этих уз, чем йога».

            Очень немногие способны к этой высшей форме йоги. Остальные должны двигаться по пути карма-йоги и религиозного служения. Они приводят к очищению сознания. Чистота сознания заключается не просто в абсолютной моральной чистоте, но и в познании, беспристрастности, чистом интеллекте, внимательности, медитации и т.д.

            Когда очищено сознание и достигнуто состояние отрешенности от мира и его желаний, – тогда открыт путь йоги для осознания окончательной истины.

            Самое раннее, ведантийское понимание йоги, как единения с Высшим, с Атманом, целиком сохранено в Бхагавадгите, созданной в V-III веках до н.э. и входящей в состав Махабхараты. В философских текстах Махабхараты значение «единение» постепенно вытесняется значением «упражнение», «владение особыми психическими силами» (вибхути), отсюда – «чары» и «магия». Такое словоупотребление знаменовало упадок йоги, быть может, тот, о котором говорит Шри-Кришна в Бхагавадгите: «Но через длительное время эта йога утратилась» (IV,2).

            Наиболее полным, ранним и авторитетным изложением той Йоги, которая признавалась всегда как «подлинная йога», является Йога-сутра, созданная Патанджали во II веке до н.э. По существу Йога-сутра является конспектом Махабхараты и Упанишад, приводящим в порядок содержащийся в них материал по основам Йоги. В системе Патанджали есть подготовительные, физиологические и психологические ступени, последняя из которых призвана привести к состоянию самадхи, или самоуглубления, наделяющего человека абсолютным знанием и самопознанием.

            Со временем на базе Йога-сутры возникли новые виды йоги. По существу каждая из них делала акцент на той или иной ступени Йоги Патанджали, строя свою философию и практику на преимущественном развитии этой ступени.

            Согласно классификации одной из философских школ ныне существует четыре главных формы йоги: мантра, хатха, лайя, раджа. По другой классификации это джняна, раджа, лайя, хатха и мантра.

            Что касается развития жизненной силы, то хатха-йоги пробуждают Кундалини пранаямой, асанами и мудрами, раджа-йоги – концентрацией и тренировкой ума, бхакты – преданностью и совершенным смирением, джняни – ментальным анализом, тантрики – мантрами. Для большинства людей необходимо совмещать несколько методов. Это зависит от духовного уровня каждого. Выбор методов должен делать гуру (учитель).


| 71-80 | 81-90 | дальше >>