Механические приемы развития жизненной силы

Книга о том, как выжить в современном мире

РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННОЙ СИЛЫ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЖИЗНИ

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

ЖИЗНЕННАЯ СИЛА И НАШЕ ВРЕМЯ

Продолжение

            Из всего выше сказанного жители Запада взяли для себя преимущественно упражнения Хатха Йоги, главными из которых являются асаны и пранаяма.

            Как же возникла Хатха Йога, каковы ее истоки, ее философия и практика?

            В восьмиступенчатой Йоге Патанджали третьей частью являются асаны (позы), четвертой ее частью является пранаяма.

            Пранаяма есть искусство и наука о дыхании, и направлена она на подъем и управление своей жизненной силой. Пранаяма заключается в модификации процесса дыхания, которую мы осуществляем намеренно и сознательно. Мы можем менять дыхание тремя следующими путями:

            1.Делая быстрые вдохи и выдохи при неглубоком дыхании.

            2. Медленно вдыхая и выдыхая воздух, делая продолжительные или глубокие циклы дыхания.

            3. Полностью останавливая дыхание.

            Первый способ модификации дыхания обычно не включается в собственно пранаяму, хотя иногда он тесно с нею связан. Второй и третий из вышеуказанных методов входят в область пранаямы. Фактически, практика пранаямы может быть сведена именно к этим двум методам. Задержка дыхания является наиболее важной частью в пранаяме и называется кумбхака. Слово «пранаяма» так и переводится: «задержка праны», т.е. задержка дыхания, управление дыханием, хотя слово «яма» - буквально «воздержание» - имеет более глубокое значение, как «непричинение вреда, праведность, честность, целомудрие». Следовательно, пранаяма базируется на упражнениях, связанных с модификацией дыхания, и основная ее философия заключается в непричинении вреда тому, кто ею занимается. Поэтому техникой пранаямы занимались в течение многих столетий подвижники Йоги в отдаленных ашрамах, передавая из поколения в поколение ее основы на практике и в рукописях, и допускали к этим знаниям лишь тех, кто был к этому готов.

            В текстах «Махабхараты» уделяется мало внимания пранаяме. Там лишь мимоходом замечено, что пранаяма всегда относится к высшей степени самоуглубления. Ни в Бхагавадгите, ни в Йога-сутре не содержится детального описания того, как следует заниматься практикой пранаямы, и именно потому, что этими знаниями может воспользоваться неподготовленный человек. Об асанах очень кратко говорится лишь в Йога-сутре, и только в связи с упражнениями в самоуглублении (самадхи). Бхагавадгита же в VI главе категорически настаивает на тайне всех йогических упражнений, на одиночестве и на чистоте места.

            По существу пранаяма и асаны помогают йогу в его практике самоуглубления. Сами по себе они есть ни что иное, как обычная физкультура. Эти ступени полезны как дополнение к Йоге, и не должны от нее отделяться. Однако в более поздние времена эти отделы Йоги развились в течение под названием «Хатха Йога» (мощная, суровая йога), которая нередко трактуется как «йога с самоистязанием». На Востоке считают, что Хатха Йогой может заниматься лишь сильный человек для накопления еще большей силы, преимущественно силы теджас ( tejas – это одна из основных творческих сил, особенно половая творческая сила как проявление энергии Линги).

            Хатха Йога никогда не рассматривалась истинными адептами как самостоятельная дисциплина. В «Хатхайогапрадипике» - наиболее авторитетном памятнике Хатха Йоги, появившемся в позднем средневековье, - сказано, что с философской точки зрения Хатха Йогу нельзя назвать Йогой. Это лишь особо развитые две подготовительные ступени к «царственной йоге» (Раджа Йоге), о которой трактует сутра Патанджали.

            Хотя Хатха Йога подробно разработала технику пранаямы и асан, тем не менее, «Хатхайогапрадипика» настаивает на тайне этих йогических упражнений. Однако удивительные внешние эффекты практики Хатха Йоги привели к тому, что люди, желающие достичь быстрых видимых результатов, устремились по пути ее освоения.


| 81-90 | дальше >>