Что такое жизненная сила

Книга о том, как выжить в современном мире

РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННОЙ СИЛЫ

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННОЙ СИЛЫ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

ЖИЗНЕННАЯ СИЛА

            Многовековой жизненный опыт, научное знание и мистические прозрения сложили в народах определенные представления о жизненной силе.

           В тибетском медицинском трактате «Чжуд-ши» жизненная сила описывается как «жизненная теплота». Известный русский врач, специалист по тибетской медицине Петр Александрович Бадмаев дает специальное уточнение, подчеркивая универсальность этого понятия – «жизненно-живая теплота». Под этим термином понимается не только выработка тепла, но и общая жизнеспособность организма и сопротивляемость внешним воздействиям. В применении к живым системам – это их способность жить и продлевать эту жизнь в потомках, успешно взаимодействуя с внешней средой. Считается, что нормальный уровень жизненной теплоты свидетельствует о согласованной деятельности трех дош: вата, питта и капха. «От жизненного тепла зависят здоровье, бодрость, цвет, долголетие и мощь тела» - указывается в главе 5 «Тантры объяснений» «Чжуд-ши». Нормальный уровень жизненной теплоты обеспечивает полноту жизненных сил, готовность к жизни, любви, рождению детей, творческой работе.

           Три доши в целом руководят обменом веществ: вата – катаболизмом (диссимиляцией), питта – метаболизмом (обменом) и капха – анаболизмом (ассимиляцией). И, не зависимо от конституции человека, можно выделить некоторые общие тенденции состояния жизненной силы. В детстве преобладает анаболизм и элемент капха, т.к. это время интенсивного роста. Для зрелости наиболее характерны метаболизм и элемент питта, ибо на этой стадии тело стабильное и зрелое. В старости преобладает катаболизм и вата, ибо тело начинает разрушаться.

           Отсюда видно, что всякому возрасту человеческой жизни соответствуют определенные фазы развития жизненной силы. Особенности каждого такого периода хорошо знали все народы. В частности, на Руси о качестве жизненной силы человека судили с самого раннего возраста. Например, считалось, что «черные» дети (с темными волосами, глазами и смуглой кожей) наделены большей энергией, чем «белые»: «Черные - они крепче, смуглый жару больше несет». «Белые» дети (белокожие, со светлыми волосами и глазами) более подвержены болезням и обладают малым запасом жизненной силы. Недолговечны также полные, рыхлые дети, которых иногда называют «сырыми», то есть не вполне оформленными. Юность ассоциируется с расцветом жизненных сил, а зрелость - с их сохранением. Молодого героя в фольклоре характеризуют ясные очи, горячая кровь, резвые ноги, буйная голова. Интересно, что слово «буйный» в церковнославянском языке имело значение «полный сил». А голова вообще рассматривалась как средоточие жизненной силы и обозначала подчас самого человека или его жизнь. «Голова» обозначала также характер человека, его умственные способности: бедовая голова, светлая голова, дубовая голова и т.д. По представлениям русских старость делится на два периода. Первый характеризуется сохранением жизненной силы, здоровья; второй - постепенным их уменьшением. Одно из значений слова «старый» – «крепкий, сильный». Человеку в первый период старости посвящены пословицы: «молодой, да миледой (слабый, вялый), старый, да ярый»; «и молод, да хил, и стар, да дюж». Человек, достигший глубокой старости, становится «дряхлым», утрачивает жизненную энергию и крепость. Старик, потерявший зубы, опять становится «мягким» и «слабым», как младенец.

           Подобный жизненный опыт существовал у всех народов, и он способствовал поиску глубинного постижения жизненной силы и связанных с ней процессов, протекающих в человеческом организме.


| 81-90 | дальше >>