ПУАНТИЛИЗМ - точечная живопись

Пуантилизм (дивизионизм) – одно из интереснейших направлений живописи. Его смысл в том, чтобы передать изображение цветными точками. Само слово «пуантилизм» произошло от французского pointiller, что значить «писать точками». В этом и состоит весь смысл этой живописи – писать картины точками чистых красок. Этот прием очень полюбился французским импрессионистам в конце 19 века. Как правило, такая манера письма используется в миниатюрах. Для тех, кто любит кропотливую и вдумчивую работу, техника дивизионизма будет самой подходящей. Тем более, точками можно создать эффекты, недоступные в прочих приемах живописи.

Основоположником пуантилизма по праву считается французский художник Жорж Сера. Он первым представил выставку картин из точек. К сожалению, его работы не были оценены современниками. В частности, картина «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» вызвала волну негодования и была отклонена Парижским Салоном. Критики полагали, что Сера сводит живопись к механическому действию, не оставляя художнику права на свободу творчества. Впоследствии многие посетители той выставки переменили мнение о пуантилизме, что еще раз доказывает, что этот жанр живописи заслуживает внимания. 

ПУАНТИЛИЗМ - точечная живопись

Главное в пуантилизме – раздельное нанесение мазков. Они могут быть любой формы: круглая, вытянутая, квадратная – что угодно, лишь бы не смешивались краски. Иначе весь оптический эффект пропадет и техника просто перестанет работать. Цвета и оттенки смешиваются в голове у зрителя. Нечто подобное происходит на ЖК экранах, только размеры точек на них значительно меньше. Поэтому мы не замечаем переходов цветов. 

Особая прелесть пуантилизма состоит в том, что на небольшой участок можно нанести огромный фейерверк красок. Тень, кажущаяся серой, может состоять из множества коричневых, бурых, темно-зеленых и синих точек. Если все мазки делать одной интенсивности, то оптически они будут читаться глазом как один оттенок. Они будут смотреться гораздо живее и объемнее, чем обычный мазок кисти. 

Живопись, выполненная в технике дивизионизма, чаще всего описывает абстрактные сюжеты. В то же время картины получаются светлыми и прозрачными. Это происходит из-за пробелов между мазками. Некоторые художники делают равное расстояние между точками, другие варьируют. Их удаление и сближение друг от друга придает работе дополнительный объем и выразительность.